«Институт Потребительских Экспертиз» проверил качество зимнего дизельного топлива на украинских автозаправках.
Теплое начало зимы не предвещало никаких проблем всем автовладельцам Украины. Но с приходом новогодних праздников ситуация круто изменилась – выпала большая доля осадков и стрелка градусников достигала отметки -20°С. Такая резкая смена погодных условий привела многие дизельные автомобили в «недвижимый кусок метала». Третьесортная «соляра» при низкой температуре воздуха мгновенно преобразовывается в жижу, засоряя собой фильтры и стопоря подвижность авто. Поэтому комиссия специалистов ИПЭ провела проверку качества дизельного топлива и надежности современных брендов ДТ на автозаправках Украины.
ТЕСТИРОВАНИЕ
Экспертная комиссия ИПЭ, объехав разные регионы страны, в 8 сетях АЗК приобрела «брендовую соляру» и «обычную». В результате было отобрано десять проб, протестированных по 4 основным критериям – температуре фильтрации, уровню цетана, количеству серы и температуре возгорания.
В десятке отобранных экземпляров топлива было обнаружено два некачественных образца, принадлежащие сетям MC Oil card и Sun Oil. Лидерами первоклассного дизтоплива по результатам лабораторных исследований стали ТМ «Perfect Diesel Arctica» в сети АЗК Parallel и Pulls Diesel Arctica от сети ОККО. Дизель этих марок не замерзает при температуре -33°С.
Морозоустойчивость
Определяя пороговую температуру фильтрации, эксперты подтвердили, что абсолютно все отобранные экземпляры представляют собой «зимнее» топливо. Несколько марок дизеля выявились «арктическими», то есть не замерзающими при температуре -28°С. Такое дизтопливо является надежным запасом прочности, столь важном при резких перепадах температуры и длительных морозах.
Рекордсменом по температуре фильтруемости среди «полярных» марок дизеля стал экземпляр сети «ОККО» — «Pulls Diesel Arctica», который не «замерзает» при температуре ниже -33°С. Следующими рекордистами стали образцы сети Parallel — «Perfect Diesel Arctica», с порогом «замерзания» -33°С, и сети КЛО – «Ventus Diesel» — 28°С. Все остальное тестируемое топливо, полностью соответствующее стандартам, не «застывает» при температуре ≤ -15°С. К нему относится Евро ДТ от Sun Oil и ДТ Евро от MC Oil card.
Итак, все тестируемые образцы являются зимними марками топлива, но не все «арктическими», и поэтому могут замерзнуть при -20°С. Поэтому, учитывая внезапные перепады температуры и резкие ухудшения погодных условий, эксперты ИПЭ настоятельно рекомендуют владельцам дизельного автотранспорта даже при -15°С заправляться «арктическим дизелем».
Цетановое число
Данный коэффициент показывает время задержки воспламенения топлива, то есть временной интервал между началом топливного впрыска и возникновением его горения. Низкий индекс цетана ведет к жесткой работе дизельного двигателя, увеличению затрат горючего и чадности выработанного газа. Высокий показатель цетана увеличивает производительность двигателя и обеспечивает его легкий запуск.
Зачастую данный показатель отклоняется от норм. Но результаты исследования приятно удивили. Наибольшее цетановое число было выявлено у «Pulls Diesel Arctica» от сети «ОККО», составившее 52 единицы.
Содержание серы
Главнейшим показателем «экологичности» дизельного топлива является количество серы в его составе. Ведь продукты сгорания серы негативно влияют не только на окружающую среду, но и на работу двигателя в целом.
Украинские стандарты по содержанию серы в ДТ отличаются для каждого вида дизтоплива. Топливо типа І (стандарт Евро-5) должно содержать менее 10 мг/кг серы, а типа ІІ (стандарт Евро-4) – не более 50 мг/кг.
Тестируемые образцы «ошарашили» специалистов ИПЭ своими результатами. Исследования взятого топлива выявили у двух образцов не соответствие евро стандартам. ДТ сетей MC Oil card и Sun Oil перенасыщено содержанием серы – при норме не выше 50 мг/кг, показатели достигли отметки 447 мг/кг и 679 мг/кг соответственно. Вот факт прямого надувательства посетителей АЗК, ведь топливо с такими показателями не может реализовываться под видом марки «Евро».
Приятно удивили результаты исследования остальных образцов топлива – все они в своем составе содержат не больше 10 мг/кг серы. Наименьшее количество вредной субстанции было обнаружено в дизтопливе «Perfect Diesel Arctica» от Parallel, в «Ventus Diesel» от КЛО, в «ДТ ЕВРО» от LUXWEN, в «ДТ ЕВРО» и «Pulls Diesel Arctica» от «ОККО». Дизель этих марок содержит всего по 3 мг/кг серы.
Температура вспышки
Завершающий этап экспертизы – это контроль температуры возгорания в запертом резервуаре. Данный показатель определяет степень пожароопасности ДТ и устанавливает температуру его вспышки. Также отклонение данного показателя от норматива в меньшую сторону, свидетельствует о наличии в дизельном топливе невесомых фракций. Нарушение нормативов температуры вспышки были выявлены у участников MC Oil card и Sun Oil.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты исследования специально сформированной группы ИПЭ дают возможность сделать следующие выводы, что сложная экономическая ситуация в стране, низкий покупательский спрос и девальвация гривны не смогли вытеснить с рынка тех топливных трейдеров, которые продают качественное брэндовое ДТ.
Обладатели дизельных автомобилей могут быть спокойны в любую морозную погоду, если будут наполнять свои баки не дешевым топливом, а проверенным. Заправлять авто необходимо на тех АЗК, на которых обеспечивают качество и надежность топлива. И не стоит забывать, что в сильные морозы заправлять автомобиль нужно только «арктическим» дизтопливом, стопроцентно обеспечивающим комфортное и безопасное движение на скользких дорогах.
Справочная информация: ДТ уязвимо к низким температурам, так как содержит парафиновые углеводороды, имеющие высокую температуру застывания. Летние марки дизельного топлива наполняются парафинами уже при температуре -5°С (топливо мутнеет). Понижение температуры до -10°С приводит к загустению летнего дизтоплива, а в последствии и к закупориванию топливных фильтров.
Зимние марки ДТ морозоустойчивы. Их температура фильтруемости составляет ≥ -15°С (норма ДСТУ 4840:2007 марки Е) и ≥ -20°С (норма ДСТУ 4840:2007 марки F). Новые ДСТУ предусматривают определенные нормативы для дизтоплива, эксплуатированного в арктических погодных условиях. Поэтому «Евро ДТ» делятся на: класс 0 – ТФ до -20°С и класс 1 – ТФ до -26°С.
Исследования по ДСТУ 4840:2007 к дизельному топливу улучшенного качества | ||||
Предельная температура фильтруемости, °С (норматив — не выше минус 15 °С (марка Е), минус 20 °С (марка F) |
Цетановое число, ед. (норматив — не менее 51) |
Содержание серы, мг\кг (норматив — не более 10 (вид І) или 50 мг/кг (вид ІІ)) |
Температура вспышки в закрытом тигле, °С (норматив — не ниже 55, °С) |
|
Sun Oil (Евро ДТ) | — 15 °С | 51 | 447 | 50 |
MC Oil Card (ДТ Евро) |
— 20 °С | 51 | 679 | 47 |
ANP (Energy) | — 20 °С | 51 | 7 | 60 |
КЛО (ДТ) |
— 20 °С | 51 | 6 | 55 |
WOG (Mustang) | — 20 °С | 51 | 4 | 55 |
LUXWEN (ДТ Евро) |
— 20 °С | 51 | 3 | 68 |
OKKO (ДТ Евро) |
— 21 °С | 51 | 3 | 55 |
Исследования по ДСТУ 4840:2007 к дизельному топливу улучшенного качества арктического класса | ||||
Предельная температура фильтруемости, °С (норматив — не выше минус 20 °С (класс 0), минус 26 °С (класс 1)) |
Цетановое число, ед. (норматив — не менее 49) |
Содержание серы, мг\кг (норматив — не более 10 (вид І) или 50 мг/кг (вид ІІ)) |
Температура вспышки в закрытом тигле, °С (норматив — не ниже 55, °С) |
|
КЛО (Ventus diesel) |
— 28°С | 51 | 3 | 55 |
Parallel (Perfect Diesel) |
— 33 °С | 51 | 3 | 62 |
ОККО (Pulls Diesel Арктика) |
ниже — 33 °С | 52 | 3 | 60 |
Источник: expertise.in.ua